Аналитический обозреватель
thumbnail image  №1

Игорь Щупак – автор учебников по всемирной истории, которые лежат на партах половины украинских школьников.

На минувшей неделе в Днепропетровске состоялся научно-практический семинар «Историческая память про Вторую мировую войну, Холокост и другие геноцидные явления». Редакция публикует выдержки из доклада директора Украинского института изучения Холокоста «Ткума» и музея «Память еврейского народа и Холокост в Украине», кандидата исторических наук Игоря Щупака «Квазирелигиозная концепция Великой Отечественной войны и миф про «жидо-бандеровский заговор» в современной пропагандистской войне».

Философ Пауль Тиллих обращает внимание, что квазирелигии представляют собой псевдодуховные формы поклонения. При этом фашизм и коммунизм – наиболее яркие примеры квазирелигий XX века, примеры сакрализации национального и общественного самоутверждения.

Помню, когда я учился в школе, я говорил одной бабушке, что вот у Ленина написано так-то. «У вас Ленин - у нас Христос», - отвечала бабушка. Даже на обыденном уровне понималось, что вера в Ленина и его идеи имела религиозные и квазирелигиозные черты.

Йоахим Вах, немецкий теолог, выделяет 4 главные формы современных ему псеврорелигий: марксизм, биологизм, расизм и этатизм. Не будем подробно останавливаться на расизме и биологизме, уделим больше внимания марксизму.

С точки зрения Ваха, марксизм (коммунизм) трансцендирует материалистическое мировоззрение, облекая его в «священные книги», догматы, ритуалы. Марксизму свойственно упорное стремление к созданию нового человека, одержимость справедливостью, готовность к самопожертвованию. Мы хорошо помним, как в советское время сакрализовались имена трактористов, которые рисковали своей жизнью, спасая трактор и мешок зерна в амбаре. При этом всё это могло гнить в другом месте, но человеческая жизнь приносилась в жертву коммунистическому богу.

Что касается этатизма как квазирелигии, то это прославление государства. Примеры такого типа псевдорелигии Вах находит в ближайшей истории России, Германии, Японии, Китая и даже Соединённых Штатов.

Для квазирелигии очень характерна проповедь готовности к самопожертвованию, прославление государства и сакрализация национального и общественного самоутверждения. Это важнейшие элементы квазирелигии, в том числе идеологии коммунизма.

Я назвал тему своего выступления «Квазирелигиозная концепция Великой Отечественной войны...». Дело в том, что все квазирелигиозные черты коммунизма имеются в мифе Великой Отечественной войны. Есть свои герои, которым нужно поклоняться – есть антигерои, которых нужно низвергать. Есть догматы: «мы вынесли на себе основную тяжесть войны», «мы не готовы были к войне, на нас напали», «мы больше всех страдали».

Квазирелигиозная концепция Великой Отечественной войны в первую очередь призвана объединить российское общество и соединить его с теми адептами, которые тяготеют к памяти о советском прошлом как великом прошлом. Понятно, что в современной гуманитарной сфере мы проповедуем человеческое измерение, когда анализируем те или иные исторические явления или деятельность исторических лидеров.

Имя Сталина становится ведущим в определении героев Великой Отечественной войны. Это же касается и русского народа при сакрализации России.

Когда я читаю курс истории, мне приходится обращаться к закону Российской Федерации 1995 года (Федеральный закон от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России». - С.В.), где сказано о памятных датах военной истории России. Там говорится о победе русских воинов князя Александра Невского. Так сакрализуется Русь, Россия.

Когда-то Гитлеру удалось поставить знак равенства между отношением к гитлеровского режиму и отношением к Германии. Сейчас Путину удалось поставить знак равенства между отношением к путинскому режиму и отношением к России вообще и русскому народу.

thumbnail image  №2

Игорь Щупак: «Сейчас официальная российская пропаганда подаёт всё так, что если я выступаю против путинского режима и его агрессивной политики, значит я русофоб и ненавижу Россию и Русь».

Вернёмся к Сталину. «В Саратовскую область на Энгельсскую авиабазу по просьбе командования части прибыл клирик Покровской епархии иеромонах Виссарион для благословения экипажа самолёта. Частью мероприятия на авиабазе должна была стать и встреча гостей ― членов Изборского клуба, прибывших в Саратов для участия в книжной ярмарке» - говорится в официальном разъяснении Саратовской митрополии. При встрече делегации Изборского клуба состоялось священнослужение перед привезённой членами делегации псевдоиконой с изображением Сталина в окружении военачальников СССР. На самом мероприятии эта икона никаких возражений не вызвала. И только потом Саратовская митрополия призналась, что это ошибка.

В апреле 2014 года я посетил в Луганске несколько музеев. В одном из них, при промпредприятии, показана вся история. Но вверху, над всей историей, висит только один портрет – Сталина. «Потому что наш завод сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Вы что, не знаете о роли этой личности в истории?» - объяснили мне.

В музее луганской милиции отдельная экспозиция посвящена Щёлокову (Николай Щёлоков – министр внутренних дел СССР в 1968-1982 гг. – С.В.). Какое это имеет отношение к Великой Отечественной войне я не знаю, но экскурсовод сказал, что мы должны знать своих героев.

Второй элемент квазирелигии – это готовность к самопожертвованию, жертвы, соревнование виктимности. Для любого адепта квазирелигии Великой Отечественной войны является оскорблением услышать, что кто-то где-то погиб ещё. Обязательно в первую очередь нужно сказать, что гибли советские люди и русские люди. В российском учебнике истории о трагедии Бабьего Яра написано: «В Бабьем Яру погибли сотни тысяч людей, в первую очередь русские, а также евреи, цыгане и другие».

В квазирелигии происходит сакрализация общественного самоутверждения и идеи о «массовом героизме». Логика здесь совершенно не работает.

Если это героизм – как он может быть массовым? Героизм – это единичное, исключительное, уникальное явление. Такое выражение нивелирует настоящий подвиг, поскольку он становится массовым.

Есть много разных мифов. Например, о единстве советского народа в борьбе с агрессором. Когда начался период нацистской оккупации, то большинство населения Украины не хотело уходить в эвакуацию, а хотели дождаться конца советской власти. Что происходило дальше – это другой вопрос.

Существует миф о русском народе-победителе. Несколько лет назад Путин сказал, что Россия выиграла бы войну и без украинского народа. Неудивительно, что в тех режимах, которые опираются не на логику и научное знание, а на идеологию, лидер этой страны является главным историком.

Я не буду долго говорить о советском и российском патриотизме как антиподе украинского национализма. Но этот тезис очень важен сейчас в ДНР и ЛНР: «Наши деды воевали с фашизмом. Мы наследники дедов. Значит, кто против нас – те фашисты».

Пример героизации, основанной на лжи, – музей «Молодой Гвардии» в Луганской области.

В квазирелигии Великой Отечественной войны есть и свои антигерои: нацисты и коллаборационисты, где главную роль, само собой, играют украинцы. Ещё с советских времён старались найти диалектическую связь между еврейскими националистами и украинскими. В 70-е формировался миф о жидо-коммуне. Логики здесь также мало. Какое отношение имели евреи к бандеровскому движению в годы Великой Отечественной войны?

Совершенно естественно, что дегуманизируются и современные образы украинцев. Это абсолютно то же самое, что делалось в нацистской пропаганде по отношению к евреям.

Возникает вопрос: что противопоставить этой пропаганде, которая основывается на квазирелигиозном представлении? Мне кажется интересным путь доводить пропагандистские идеи до абсурда.

Не менее важна работа с ветеранами. Вы не поверите, но в Днепропетровске не расстреливали ветеранов на 9 мая и не сжигали их за русский язык. 90 процентов ветеранов, которые были у нас, ходили с красными маками, а не георгиевскими ленточками.

Квизирелигия призвана быть той основой, которая объединяет украинофобов, антисемитов и всех приверженцев российской власти.