Аналитический обозреватель

Минкультуры России сегодня анонсировало старт приёма документов «соискателей грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства».

Заявки будет принимать Департамент региональной политики, образования и проектного управления министерства до 14 марта включительно.

Опрошенные «Аналитическим обозревателем» эксперты выразили удивление многочисленными организационными и содержательными противоречиями предстоящего распределения грантов.

Несоразмерно малый размер гранта

Реализовать серьёзный общенациональный проект за 1 млн рублей невозможно. Минкультуры России только на дебютные фильмы начинающих авторов выделяет по 25 миллионов рублей. Взрослое кино, порой не набирающее и 10 тысячи просмотров, получает по 100 миллионов рублей без каких-либо претензий на «общенациональную значимость».

Непрофильная работа департамента с кинематографистами, музейщиками, театральными деятелями

Включая кинематографию, музейное дело и театральное искусство в перечень разделов конкурса, Департамент региональной политики, образования и проектного явно выходит за пределы своей сферы ответственности.

Для всех этих областей в министерстве есть свои профильные департаменты: кинематографии и цифрового развития, музеев и внешних связей, государственной поддержки искусства и народного творчества соответственно.

Исключение бизнеса из конкурса

От участия в конкурсе по непонятным причинам отстранены коммерческие проекты. При этом Минкультуры России совершенно спокойно распределяет субсидии между организаторами международных кинофестивалей, большая часть из которых является коммерческими организациями.

Творческая единица рассматривается как часть организации

Несмотря на то, что участниками конкурса могут являться только физические лица, «ведущие активную деятельность в сфере культуры, искусства, образования», они, по всей вероятности, не рассматриваются министерством как самостоятельные творческие единицы.

В частности, в комплект документов заявителей входит справка с места работы, копии учредительных документов организации-работодателя, справка о членстве в творческих организациях и союзах с копиями учредительных документов таких организаций.

По факту это означает, что работодатель должен выразить своё согласие и поддержку на участие своего творческого работника в конкурсе.

И совсем без стеснения министерство ожидает получить от заявителей письма, подтверждающие «поддержку заинтересованных органов власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры и искусства», «рекомендации или ходатайства иных органов власти и организаций», «предварительные договоренности о допусках на объекты».

Нереалистичные даты

Из опубликованных условий конкурса:

«Списки получателей Грантов публикуются (ориентировочно – 2-ой квартал 2023 г.) на официальных интернет-порталах», «календарный план реализации проекта (период реализации ориентировочно – с 01.06.2023 г. по 01.12.2023 г.)».

Совершенно непонятно, имело ли в виду министерство 2022 год, ошибочно указав 2023. Или же действительно всерьёз ожидает реализации проектов без утверждённых бюджетов учреждениям культуры на следующих год? Кроме того, в условиях пандемии горизонт планирования сильно сокращается, поэтому смешно в январе-марте 2022 года серьёзно говорить о графике реализации общенациональных проектов в декабре 2023.

Напомним, заместителем директора Департамента региональной политики, образования и проектного управления является Лидия Федякина — бывший ректор Российского государственного социального университета, в котором была защищена скандальная докторская диссертация экс-министра культуры Владимира Мединского.

После увольнения из университета Федякина, не имеющая никакого профессионального отношения к библиотечному делу, работала в отделе библиотек министерства, а впоследствии была повышена до должности заместителя директора департамента.